Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Аннотация: индикативное планирование представляет собой новую модель формирования бюджетов и планов предприятия, которая ранее активно применялась на макроуровне. Новизной данного исследования является попытка автора использовать данный макро инструмент на микроуровне, уровне предприятий. В рамках изучения темы автор смог сделать заключение, что индикативное планирование обладает высокой степенью гибкости, что в условиях неопределенности является существенным преимуществом для предприятия.
Волатильность внешней среды возрастает с каждым годом за счет многофакторного динамичного развития экономических процессов.
Турбулентность внешней среды характеризует изменения во внешней среде, которые происходят с высоким уровнем неопределенности и непредсказуемости. В условиях турбулентности управленческий состав любого хозяйствующего субъекта неспособен учесть все факторы, существующие в окружающей среде и оценить их влияние на развитие экономического субъекта.
Актуальность: В 2020 году уровень неопределенности для экономических субъектов резко возрос за счет отсутствия представлений, как могут развиваться события в условиях пандемии и после пандемии. Данная напряженность сохраняется и в 2023 году в силу различных событий прошлых периодов. Соответственно вопрос о том, как управлять бизнесом в экстраординарных условиях, стал наиболее актуальным для высшего менеджмента любого экономического субъекта. Следовательно, исследование темы управления на стратегическом уровне стало объективной задачей 2022 и 2023 гг. [18,24].
Объект: Объектом исследования выступает система индикативного планирования.
Предмет: Предметом исследования выступает особенности системы индикативного планирования, его роли и функции для бизнес-управления.
Цель: Главной целью данного исследования является изучение возможностей применения системы индикативного планирования для управления в организации.
Задачи: Для достижения данной цели автором был поставлен ряд задач, в частности:
изучить историю развития системы индикативного бюджетирования в России и в мире и выявить основные принципы индикативного планирования;
рассмотреть особенности индикативно планирования, его роль и функции;
разработать новую организационную модель для исследуемой организации на принципах индикативного планирования;
разработать модель индикативного планирования для исследуемой организации.
Методы исследования: В ходе исследования автор использовал следующий методический инструментарий:
описательный метод: автор описывал особенности деятельности представителей органической организационной модели, а также особенности стратегий развития технологических компаний;
метод классификации: автор в ходе исследования выявил, что органические модели могут иметь несколько уровней, на основании данного вывода была создана классификация органических моделей;
моделирование: автор разрабатывал модель стратегии 2030 на базе принципов органической модели и особенностей индикативного бюджетирования для исследуемой организации;
анализ: в ходе изучения базовых вопросов применялся метод анализа полученных данных;
синтез: на основе проведенного анализа часть данных была объединена, что позволило сформулировать новые выводы;
визуализация: была разработана новая организационная модели и визуализирована.
В ходе данной работы автор опирался: на исследования российских и зарубежных ученых таких как Андрюшкевич О.А., Кондратьев Н.Д., Маврина И.Н., Терновская В.Б.,. Базербаши М, Карпова В.В., Вахрушина М.А., Сидорова М.И., Ким Д.М., Архана Дадхе, Майкл Портер, Чендлер, Л. Йохансен; 5 статистические данные, представленные в российских статистических сборниках, сборниках Всемирного банка и МВФ; профессиональные публикации, к которым относятся исследования проводимые крупные консалтинговыми и ИТ-компаниями, как Apple, Google, BCG, McKinsey и другие; финансовая отчетность и ежегодные отчеты о заседаниях совета директоров ИТ-компаний; профильные издания, как Консультант Плюс, Гарант, CIMA, SMS (Strategic Management Journal), Academy of Strategic management journal, Справочник экономиста, Финансовое планирование и бюджетирование из цикла «Молодой ученый» и другие; электронные ресурсы
1. МЕТОДИКА СИСТЕМЫ ИНДИКАТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
1.1 История развития индикативного планирования в России и в мире
Система планирования получила свое развитие в 1922 г. в работах русского экономиста Николая Кондратьева. Первым исследованием в области планирования и управления народным хозяйством стала работа Н. Кондратьева «Мировое хозяйство и его конъюнктуры во время и после войны». После завершения Первой мировой войны вопрос восстановления государств стоял остро. в России было принято решение пойти по пути директивного планирования. С этого момента начинается зарождения системы директивного планирования, которая будет развиваться до 1991 г. [10,16].
В Европе, Азии, США была распространена рыночная экономика, основанная на демократических принципах. В связи с этим внедрение плановой системы отрицалось, как угроза свободе предпринимательства и торговли. Только в 1929-1933 гг., когда США попали в период Великой депрессии, руководство Америки акцентировало внимание на необходимости внедрения элементов системы планирования. Однако использовать советскую модель было невозможно, так как она полностью противоречила принцип демократии и рыночной экономики. Концептуальное решение было найдено в 1944 г., когда в работе К. Ландауэра «Теория национального экономического планирования» были определены основные принципы индикативного планирования. В частности, в работе говорилось: «Планирование можно определить, как руководство экономической деятельностью, осуществляемое организациями общества на основе схем, описывающих как на качественном, так и на количественном уровне производственные процессы, которые должны протекать в соответствующий период будущего. Для достижения основной цели планов эти процессы должны быть выбраны и опре¬делены таким образом, 7 чтобы обеспечивалось полное ис¬пользование имеющихся ресурсов и исключались противо¬речивые требования. Выполнение этих условий создает возможность поддержания устойчивых темпов роста» [1, c.56].
Основы индикативного планирования на государственном уровне были заложены в годы после Второй мировой войны во Франции. В 1946 г. в Франции был учрежден Совет и Генеральный Комиссарат по планированию, который возглавил Монне [8].
В послевоенные годы перед Францией стояли 2 крупные задачи:
1. Восстановление национальной экономики.
2. Завершение индустриализации страны.
По оценке современников, требовалось вмешательство государства в экономическую жизнь страны для решения поставленных задач. Франция избрала модель индикативного планирования дирижирского типа. В основу модели были заложены принципы налаживания отношений между частными представителями при посредничестве государства. Созданный для этих целей Государственный комитет планирования носил исключительно технический характера, а не управляющий. Управление было передано Министерству экономики Франции. В работу вовлекались отдельный минстерства, ведомства и институты. Планы разрабатывались на базе данных, представляемых Национальным институтом статистики Франции. Государственный комитет планированная разработал систему национальных счетов, которая позволила анализировать взаимосвязи между денежными и товарными потоками.
Модель индикативного планирования, сформировавшаяся в Европе, была перехвачена Японией, где сложилась ее новое ответвление, получившее название «Программное бюджетирование». (Корея. John M.Kim From Line-item to Program Budgeting, с.15 ) [11].
Вопрос о программном бюджетировании был поднят в 1954 г. Д. Новик, однако выработать единое определение не удалось. В Японии основная идея программного бюджетирования была сформулирована просто: «бюджетная информация и решения должны быть структурированы в соответствии с целями 8 правительства» (John M.Kim From Line-item to Program Budgeting, с.17).
К тому моменту, как Япония приняла решение использовать систему программного бюджетирования, в стране сложилась сильная государственная диктатура экономики. Основные формы государственного регулирования осуществлялись через следующие инструменты:
государственная собственность и предпринимательство;
перераспределение национального дохода через бюджет;
макроэкономическая политика;
административно-юридическое регулирование развития отдельных отраслей;
экономическое планирование и прогнозирование.
В 1955 г. при кабинете министров было создано Управление экономического планирования, в задачи которого входила разработка программ краткосрочного и долгосрочного развития экономических регионов.
Программы, разработанные Управлением, являлись обязательными к исполнению только в части, обеспеченной государственным финансированием. Тем не менее, в стране бизнес прислушивается к рекомендациям, которые разрабатывают государственные структуры, что обусловлено историческими аспектами развития Японии, а также тем фактом, что представители бизнесэлиты принимали активное участие в разработке Программ развития, они имели полное право отстаивать свои интересы и свое мнение перед представителями власти [42].
Дальнейшее развития индикативное планирование получило в США. История американского программного бюджетирования начинается 25 Августа 1965 года с речи Президента Джонсона. В своей речи Президент США определил начало работы над «новой, революционной системой бюджетирования и планирования». Основным инструментом системы бюджетирования был определен метод программного анализа. Планирование через определение целей каждого департамента, а затем поиска самого дешевого, но эффективного альтернативного решения.
3 цели новой системы:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. № 129- ФЗ // СПС КонсультантПлюс
2. Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности» от 27.07.2010 г. № 208-ФЗ. // СПС КонсультантПлюс
3. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу. Одобрена Приказом Министра финансов РФ от 01.07.2004 г. № 180. // СПС КонсультантПлюс
4. Авдеева В.И. Корпоративные финансы : учеб. пособие. КноРус, 2019
5. Аверчев И.В. Управленческий учет и отчетность: постановка и внедрение. М. : АСТ, 2021
6. Акберов, Камал Чолу оглы. Инновационный менеджмент и стратегическое управление : учебное пособие / К. Ч. Акберов, Б. В. Малозёмов, А. В. Постников ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Новосибирский государственный технический университет" (НГТУ) [и др.]. - Новосибирск : НГТУ, 2019. - 148 с.
7. Андрюшкевич О.А. Индикативное планирование в экономиках разного типа / О.А. Андрюшкевич. Капитал страны, 2020, http://www.kapitalrus.ru/articles/article/199716/#a1
8. Антонова, Марина Вячеславовна. Финансовое планирование в системе управления финансами предприятия [Текст] : монография / М. В. Антонова, В. В. Шеховцов, Е. Г. Серова ; Автономная некоммерческая организация высшего образования "Белгородский университет кооперации, экономики и права". - Белгород : Эпицентр, 2019. - 98,
9. Базербаши М. Стратегический аудит и его роль в системе организаций // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. – 2019. – № 3.-С.24-31
10. Баранов И.Н. Среднесрочное финансовое планирование в регионах и 88 муниципальных образованиях: учеб. пособие, практ. рекомендации / [Баранов И. Н. и др.]. - СПБ. : Леонтьев. центр, 2004 (Тип. Турусел). – 238
11. Брусов П.Н. Современные корпоративные финансы и инвестиции : монография, КноРус, 2020
12. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет. М. : Национальное образование, 2021.
13. Верхоглазенко, Владимир Николаевич. Методология и стратегическое управление / Верхоглазенко В. Н. - Москва : Авторская мастерская, 2019. - 341 с.
14. Воротникова, Ирина Владимировна. Финансовое планирование и прогнозирование : учебник / И. В. Воротникова, М. П. Лазарев ; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. - Москва : Науч. технологии, 2019. - 277 с.
15. Голева О.Г. Стратегический менеджмент, стратегическая диагностика деятельности предприятия : учебно-методическое пособие / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Рубцовский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Алтайский государственный университет" ; составитель: О. Г. Голева. - Рубцовск : Рубцовский ин-т (филиал) АлтГУ, 2019
16. Гуияр Ф.Ж. , Келли Д.Н. Преобразование организации: Пер. с англ. М.: Дело, 2000, с.19
17. Данилин В. И. Финансовое и операционное планирование в корпорации. Методы и модели : учебник для вузов. – Дело, 2020
18. Данилов, Илья Андреевич. Финансовое планирование и бюджетирование на предприятии : учебное пособие / И. А. Данилов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Челябинский государственный университет", Факультет заочного и дистанционного обучения. - Челябинск : Изд-во Челябинского гос. ун-та, 2019. 89 - 223 с.
19. Дудкин В., Петров Ю. Индикативное планирование — механизм координации деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой. Российский экономический журнал № 6, с.38-59
20. Карпова В. В. Индивидуализация модели бюджетирования: концептуальные подходы и инструменты построения // Учет.Анализ.Аудит. – 2020. – № 3.-С.42-49
21. Керимов В.Э. Бухгалтерский управленческий учет : учебник. 9-е изд., изм. и доп. М. : Дашков и К, 2019.
22. Кузык Б.Н., В.И. Кушлин, Ю.В. Яковец. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование: Учебник. — Москва: Экономика. — 604 с.. 2019
23. Маврина И.Н., Стратегический менеджмент : учебное пособие / И. Н. Маврина. – Екатеринбург : УрФУ, 2018. – 132 с
24. Мавлютов, Рамиль Ростемович. Финансовое планирование [Текст] : учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» (бакалавриат) / Р. Р. Мавлютов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Волгоградский государственный технический университет. - Волгоград : Волгоградский государственный технический университет, 2019. - 78 с.
25. Носов О.А. Финансовое планирование и бюджетирование: методология и практика : монография / А. В. Носов, О. А. Тагирова, М. Ю. Федотова [и др.]. - Пенза : РИО ПГАУ, 2019. - 182 с
26. Остервальдер А., Пинье И. Построение бизнес-моделей: настольная книга стратега и новатора = Business model generation. М. : Альпина Паблишер, 2020.
27. Сидорова М.И. Бухгалтерский учет в условиях глобализации мирового экономического пространства. М. : Финансовый университет, 2021.
28. Сидорова М.И.Стратегический управленческий учет : учебник / М.А. Вахрушина, М.И. Сидорова, Л.И. Борисова. — Москва : КНОРУС, 2018. — 184 90 с. — (Магистратура).
29. Сидорова М.И., Гордеева Е.И. Управленческий учет и менеджмент: вопросы кросс-функционального взаимодействия // Международный бухгалтерский учет. 2019. № 35. С. 2—15.
30. Сурат, Игорь Львович. Стратегическое управление человеческими ресурсами [Текст] : монография / И. Л. Сурат, А. В. Борщева, С. В. Ильченко ; Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский экономический институт". - Москва : Московский экон. ин-т, 2019. - 182 с
31. Тедеева З. Б. Финансовое планирование на предприятии в современных условиях : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.10. Автореф. Т296. Северо-Осетинский гос. ун-т им. К. Л. Хетагурова, 2020
32. Терновсков В. Б. Модели стратегического менеджмента с использованием инновационных технологий // Транспортное дело России. – 2018. – № 6.-С.174-177
33. Харламова, Татьяна Львовна. Стратегическое управление инновационным развитием : учебное пособие / Т. Л. Харламова ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. - Санкт-Петербург : ПолитехПресс, 2019. - 81 с.
34. Йохансен, Л. Очерки макроэкономического планирования [] : пер. с англ. / под ред. В. С. Дадаяна. - Москва : Прогресс, 1983. - 470 с. - 1.70 р.
35. Исследование Т. Бернса и Дж. Сталкера. IFreeStoe [Электронный ресурс] Режим доступа - http://ifreestore.net/2498/100/(дата обращения 06.01.2021)
36. Лекция 10: Индикативное планирование и прогнозирование национальной экономики. ИНТУИТ. https://intuit.ru/studies/courses/3577/819/lecture/30973 (дата обращения 04.01.2021) 37. Alphabet. Notice of 2020 Annual Meeting of Stockholders, 2020, pp. 61- 82 91 38. Anders Olesen, Case Report Buurtzorg: Humanity Above Bureaucracy, Beyond Budgeting Institute, 2018